Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке (из
числа языков этнических групп, компактно проживающих на
территории Донецкой Народной Республики):
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Чтобы жить в современном обществе, переполненном разного рода информацией, нужно уметь ориентироваться в её потоках, уметь перерабатывать её, разумно использовать в процессе жизнедеятельности. Это невозможно без развития читательской компетентности. Кроме того, современный человек должен быть личностью творческой, обладающей развитым мышление, ярким воображением. По словам В.А.Сухомлинского, если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывается структура малодеятельного мозга. Без общения с книгой развить его невозможно.
По словам Д. Дидро люди перестают мыслить, когда перестают читать. В наше время эти слова звучат особенно актуально, когда человек всё реже и реже держит в руках книгу.
Актуальность этой проблемы в современных условиях высока, поэтому я целенаправленно работаю над тем, чтобы для учеников было значимо общение с книгой. Они осознавали важность чтения для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, для личностного роста, для достижения жизненного успеха. Все это требует разнообразных форм работы. С первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.
Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью разнообразных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой. Это и приёмы драматизации, которые формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Это и творческое пересказывание. Трудно представить себе урок без пересказа. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказов вносит оживление в уроки (пересказ, близкий к тексту; выборочный, сжатый, пересказ с изменением лица рассказчика, драматизированный пересказ, пересказ по опорным словам, пересказ – характеристика, пересказ – устное рисование картин и пр.) Очень помогают в педагогические работе технологии. Например, интерактивная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), её приемы лежат в основе работы с информацией. Использует следующие приемы активного чтения : «Синквейн», «Чтение с пометами», «Толстые и тонкие вопросы», «Чтение с остановками», «Ассоциация» и многие другие.
- ТРИЗ – технология одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и «сильному» и «слабому» (прием раскадровки, паспорт литературного героя, «Да–нетка». Приемы фантазирования: "Перевирание сказки» ,"Салат из сказок" и многое другое.)
Не только в нашей школе, но и в нашем классе есть свободная мини- библиотека, в которой дети могут взять книги для чтения. Ученики выступают в роли библиотекарей. Производят учёт взятых детьми книг, проводят беседы с читателями по содержанию. Ведём читательские дневники. Определяем активных читателей класса, детей с высокими показателями техники чтения. Награждаем их. Регулярно проводятся классные конкурсы чтецов, ребята участвуют в и школьных конкурсах. Например, учебный семестр в нашей школе начался с литературных чтений. 16 января для учащихся 1 – 4 классов проведено литературное мероприятие «Здравствуй, зимушка-зима! Трое лучших чтецов класса представляли наш 3-А класс на этом мероприятии. Кроме того, поддерживаем постоянную связь с городской и школьной библиотеками. Ребята не только активно посещают школьную и городскую библиотеки, а и приглашаем к себе в гости работников библиотеки с интересными библиотечными уроками. Например, ко дню рождения А. А. Милна работники городской библиотеки провели в нашем классе викторину по произведению «Винни – Пух и все-все-все». Ученица нашего класса Горюнова Варвара стала лучшей в номинации « Золотой формуляр», а Аксёнова Полина - в номинации «Моя читающая семья» в городском конкурсе «Лучший читатель года-2016»( http://snizhne.donetskedu.com/uk/news-227-3890/). Участвуем в Детском международном литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь" ( http://21vu.ru/user/23712) .
Япринцева Елена Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ СШ № 1 г. Снежное
Отредактировано Елена (2017-03-06 12:49:44)